Клименко А.Н.,
технический директор ТОО «ADVANTEK SYSTEMS»
Ничего нет совершенней, чем сама природа. Порой не перестаешь восхищаться всем тем, что создано не человеком. Там, где нужны прямые линии, в природе они есть, а там, где не нужны, гармонично вписываются в пейзажи зигзаги с кривыми. Если всмотреться в окружающий нас (где бы мы не находились вдали от человека и его рукотворств) ландшафт, то вряд ли задумываешься о каких-то изъянах. Так оно и есть, в природе все гармонично, а значит и прекрасно.
Рис. 1. Коммуникации на столбах – реальность Таиланда
Вольно-невольно задумываешься обо всем «лишнем», что создал человек. Вот хотя бы взять общение. Обмен информацией между людьми происходил с незапамятных времен. Общались и понимали друг друга жестами, звуками. Позже эти звуки трансформировались в речь, сначала устную. Когда возникла необходимость обмениваться информацией с разнесением во временном и географическом пространствах, появилась письменная речь. Для передачи информации на большие расстояния пользовались светопостами: факельно-костровая сигнализация, флажковая и световая «морзянка»… Потом на смену пришел телеграф, началась эра проводной связи. Провода окутали нас и окружающую нас природу. И чем больше человек создавал устройств и систем информационного обмена и автоматизации, тем больше мир оплетали провода и кабельные трассы, под землей, над землей и даже под водой.
Понятное дело, без проводов, по которым идет питающее напряжение не обойтись (опять же «пока» – всему свое время…), а что касается проводов, по которым передаются информационные модулированные сигналы, то казалось когда-то, что не будет замены этим транспортным линиям связи. Однако с открытием передачи сигналов посредством радиоволн все изменилось, наступила новая эра, которая дала толчок к развитию и нового приборостроения и нового направления в информационном обмене. Сегодня мы пожинаем плоды этих эволюционных и революционных открытий на стыке 19-го и 20-х веков. Надо сказать, не самые плохие плоды. Иначе, если бы не было по сей день открыто явление радиосвязи, весь наш мир мог выглядеть именно так, как на рисунке 1. Мало того, что все бы мы созерцали такие картины с нарушением всех норм визуальной экологии1), так еще бы не знали однозначно ни о какой мобильной связи, что сегодня представить уже просто невозможно.
А представьте себе космические корабли с многокилометровым шлейфом телекоммуникационных и сигнальных проводов, тянущихся от пилотируемой станции к центру управления космическими полетами. Абсурд? «Да» – скажете Вы. Так почему же, когда речь заходит об альтернативе построения телекоммуникационных сетей любых (магистральных, распределенных) масштабов, многие умные головы начинают отстаивать высокотехнологичные решения, основанные на использовании оптоволоконных кабельных линий в противовес беспроводным технологиям, которых на сегодня не так уж мало, но об этом чуть позже. Может, это моё, не совсем объективное мнение, но мне все же кажется, что здесь можно провести аналогию со схожей тенденцией в энергетике. Уже больше века как были изобретены альтернативные источники генерации энергии, а углеводороды и по сей день занимают лидирующие позиции на всех рынках, причем с громадным отрывом.
Есть разные мнения на этот счет, но всё же разум медленно, но верно идет к победе над бездумным использованием человечеством запасов углеводородов, выкачиваемых из недр Земли, да ещё вдобавок после переработки в целях извлечения энергии отравляющих атмосферу. Кто знает, кто знает, может, мы уже тратим ЗИП, отпущенный нам природой вместе с основными запасами. Наконец-то, мировые лидеры автопрома начали массовое создание электромобилей. Наконец-то, тотальное развитие получает создание альтернативных генерирующих электростанций. Разум всегда побеждает, правда, в большинстве случаях с опозданием. Иногда время задержки измеряется столетиями…
Итак, что мы имеем сегодня, если говорить о проводных технологиях в телекоммуникациях? Основная пассивная среда передачи информационных сигналов постепенно сводится к технологии витых пар и многомодовых волокон в оптике без претензий на дальнейшее развитие уже на протяжении десятилетия. Симметричные пары и одномодовое волокно уходит на второй план. Скорости и возможности не те, извиняйте, по сравнению с многомодовыми линиями. Если говорить об активной составляющей проводной связи, то это модемы, ну и, разумеется, уплотнительная аппаратура. Все замечательно – отработанная технология, тяни себе провода да кабеля, подключай их к активному оборудованию и в «ус не дуй». А что там с беспроводкой? Говорите, что нужны только те же самые модемы с радиоприемопередатчиками (пусть и собранные в одном корпусе) и антенны, а многокилометрового кабеля, соединяющего их, не нужно. Как так?. А нет, начинают «наворачивать»: мол, да там нужны радиокабеля, а помехи, а интерференция, а вообще сама по себе технология какая-то ненадежная.
Рис. 2
Что-то я такое уже слышал от «шоферов–профессионалов» в начале девяностых, собравшихся в гаражах вокруг соседской Тойоты, которую тот пригнал с Дальнего Востока. Да было о чем «погутарить», ведь в той Toyotе было две педали «газ» и «тормоз». Все «водилы» в один голос говорили: «Фантастика!» – а самые умные однозначно делали авторитетное заключение: мол, ненадежно. Может, в чем-то они и были правы в свое время, поворачивая пальцем у виска, смотря на соседа, «несчастного» обладателя предмета японского автопрома, который в свою очередь отвечал им: «Зато удобно». Да, я не спорю, если говорить сегодня на языке «джипперов» и заядлых «экстремалов–гонщиков», механика – это механика (я про коробку передач). Надежно и незаменимо в некоторых случаях. Но это в некоторых…, которые случаются по праздникам и выходным и, как правило, только у них. А вот у многих из нас коробка автомат в километровых пробках в будни теперь не просто удобно, это панацея. Эх, вспоминаю я соседа на Toyotе, ведь я то же был одним из «водил» в тех гаражах. А анекдоты: «Зачем три педали, если ноги две?» Смешные (анекдоты)!
Что-то я не вижу улыбающихся среди моих коллег, которые продвигают решения по созданию ВОЛСов, когда я им доказываю, что в данных и конкретных случаях следует рассматривать организацию радиорелейных линий. Да что же это такое, мы все потом будем смеяться, когда окутаемся и опутаемся с ног до головы проводами, а японцы на своем маленьком клочке земли будут опять передвигаться спокойно и жить качественней без этих проводов. А потом какой-нибудь сосед привезет из Японии автомобиль без места оборудованного для водителя (потому как таковой в принципе не предусмотрен), причем электро, и будет сидеть во время поездки на заднем комфортабельном кресле и вообще без проводов и даже, трудно представить, без смартфона просто разговаривать с мамой, которая ждет его дома в деревне за сто километров. И мы опять скажем: «Фантастика» – и покрутим пальцем у виска обмотанной проводами головы… А он, не понимая нас, ответит: «Зато удобно».
Если Вы думаете, что это действительно фантастика, может быть, Вы и правы. Только это уже не фантастическое «далеко», а научно-фантастическое «завтра», если не уже «сегодня». Так многие автопроизводители демонстрируют свои беспилотные разработки, в частности на рисунке 2 модель салона беспилотного микроавтобуса от VW.
Если Вы внимательно понаблюдаете за новостями в области телекоммуникаций, то проследите тенденцию. Все больше разговоров об Интернете вещей, о новом поколении беспроводной связи «5G», которому пророчат большое применение именно в сфере инфраструктурных сетей для беспилотных авто. Свое место в информационном потоке новшеств и инноваций в инфокоммуникациях занимает технология LoRaWan, несмотря на свой громадный минус (мизерная скорость передачи данных). Да что там, полнейший фурор и бум произвело заявление о тестировании новых сетей Li-Fi. Откройте новостные порталы и Вы убедитесь в вышесказанном.
Только я не нахожу никаких новшеств в области проводной связи. Да оно и логично…
Подумайте, взвесьте все за и против и при проектировании каналов связи своих систем оперативно-диспетчерского управления, автоматизированных систем управления (измерений), прежде чем сделать выбор, задайте вопрос. Вы вступаете в новую эру с современными беспроводными технологиями или остаетесь с прошловековыми проводными решениями? Так что, коллеги, вы за какое будущее? Мы за мир без проводов! И мы предлагаем Вам самые передовые радиорелейные системы, системы широкополосного радиодоступа, беспроводные оптические системы, надежные УКВ технологические радиосети с повышенной живучестью и отказоустойчивостью, самые продвинутые решения в беспроводной связи.1) Визуальная экология представляет собой новую область экологических знаний. Это наука, исследующая и объясняющая природу механизмов зрения с позиций новейшей психофизиологической науки и дающая теоретические основы для разработки экологических принципов построения материальных объектов, которые бы отвечали «нормам зрения» – комфортного визуального восприятия среды, окружающей человека.